Лекция № 2. Тема: История развития ландшафтоведения
Лекция
№ 2
Тема: История развития ландшафтоведения
1. Предпосылки развития учения о
ландшафте
2.
Начало ландшафтоведения: школа В.В. Докучаева и развитие науки до 1917 года
3. Ландшафтоведение в 20–30-е годы XX
в.
4. Ландшафтоведение после второй
мировой войны
5. Современный этап науки о ландшафте
1. Предпосылки развития учения о
ландшафте
Появление
новых теорий подготавливается всем предшествующим ходом науки. Всякая научная
теория закономерно возникает лишь при наличии определенных исторических предпосылок.
Учение о ландшафте не могло возникнуть без предварительной стадии в развитии
географии, т. е. углубленной разработки отраслевых географических дисциплин,
изучающих отдельные компоненты природы Земли. Вместе с тем, перейти от анализа
к синтезу, т. е. к представлению о природном географическом комплексе,
невозможно без опоры на фундаментальные законы естественных наук. Но условия
для этого появились лишь к концу прошлого столетия. В частности, важными
импульсами для ландшафтоведения явились эволюционное учение в биологии –
дарвинизм (1859) и становление биогеографии и почвоведения.
Изучая
историю науки, нельзя забывать и о важности социально-экономических
предпосылок. Всякая наука выполняет социальный заказ, т. е.
обеспечивает определенные общественные потребности. Вся история
ландшафтоведения непосредственно связана с общественной практикой, с нуждами
производства; ландшафтоведение с самого начала стало одновременно теоретической
и прикладной дисциплиной. В последние десятилетия XIX в. наиболее дальновидные
русские ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших проблем
сельского, а также лесного хозяйства того времени требует понимания
взаимосвязей между компонентами природной среды и синтетического охвата природы
конкретных территорий.
Таким
образом, в конце прошлого столетия сложились как естественнонаучные, так и
социально-экономические предпосылки для зарождения учения о ландшафте. Это,
однако, не значит, что ландшафтоведение возникло внезапно и «на пустом месте».
Корни его более глубоки, они уходят в глубины народного опыта и истории
естествознания и географии.
2. Начало
ландшафтоведения: школа В.В. Докучаева и развитие науки до 1917 года
В
конце XIX в. география вступила в сложнейший, можно сказать, критический период
своей истории. Специализация в исследовании природных ресурсов – минеральных,
водных, лесных, земельных – все углублялась, что содействовало формированию
частных географических дисциплин. Традиционная «единая» география распалась,
изжила себя. География оказалась без собственного предмета исследования, стало
неясным, чем должен заниматься собственно географ, если существуют
климатология, биогеография, геоморфология и т. д. Вопрос о судьбе географии
породил оживленную дискуссию.
На
этом сложном фоне в России формируется мощная географическая школа. Основателем
ее стал профессор Петербургского университета Василий Васильевич Докучаев
(1846–1903), величайшей научной заслугой, которого было создание науки о почве.
По В.В. Докучаеву, почва есть результат взаимодействия всех географических
компонентов. Именно она оказалась последним недостающим звеном в системе
географических связей. Поэтому от изучения почвы оставался как бы один шаг до
географического синтеза, и его сделал В. В. Докучаев: опираясь на учение о
почве, он сделал широкие географические обобщения.
В.В.
Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей дифференциации
естествознания. В
Также он впервые осуществил на практике принцип
комплексного полевого исследования конкретных территорий путем организации
знаменитых экспедиций (1882–1898). В.В. Докучаев сочетал высокий теоретический
уровень исследований с практической целенаправленностью. Главной его целью была
научная разработка методов борьбы с засухой и другими неблагоприятными
природными условиями степной зоны. Он воспитал плеяду географов-исследователей
нового типа, которые развивали его идеи. В их числе Андрей Николаевич Краснов (1862–1914),
Георгий Федорович Морозов, (1867–1920), Георгий Николаевич Высоцкий (1865–1940),
Гавриил Иванович Танфилев (1857–1928), Н.Н. Сибирцев (1860–1900), Владимир
Иванович Вернадский (1863–1945), Константин Дмитриевич Глинка (1867–1927). Его
последователями стали Л.С. Берг (1876–1950), Б.Б. Полынов (1877–1952) и др.
Докучаевская географическая школа – явление уникальное в истории нашей науки по
прогрессивности идей и влиянию, которое она оказала на дальнейшее развитие
географии.
В начале XX в. в теорию и практику географии прочно вошла
докучаевская концепция природной зональности. Г.Н. Высоцкий еще в
Накопленный
в регионах опыт комплексных исследований с различными практическими задачами и
на разных территориальных уровнях детальности приводил отечественных
исследователей к все более твердому убеждению в объективном существовании
закономерных взаимообусловленных территориальных сочетаний природных
компонентов. В начале нынешнего столетия эта идея воплотилась в понятии о ландшафте. В течение десятилетия
1904–1914 гг. научное представление о ландшафте в разных формах было выдвинуто
независимо друг от друга многими учеными, ибо идея ландшафта после работ В.В.
Докучаева уже носилась в воздухе.
Г.Ф.
Морозов в работе «Исследование лесов Воронежской губернии» (
Г.Н.
Высоцкий самостоятельно развивал представление о ландшафте, который предпочитал
называть русским термином «естественная округа, или местность». В статье «О
карте типов местопроизрастаний»(1904) Высоцкий отметил, что различные местности
должны отличаться однообразием условий местопроизрастания соответствующих
растительных сообществ. В этой мысли заключено представление о морфологии ландшафта,
получившее развитие значительно позднее. С другой стороны, «естественные
округи» Г.Н. Высоцкий рассматривал как начальные единицы всей системы
районирования: они объединяются в естественные области, а последние – в страны.
Высоцкому также принадлежит идея создания ландшафтных карт. Интересные
соображения о ландшафтах мы находим в работах А.А. Борзова,
И.М. Крашенинникова, Р.И. Аболина. Однако научное понятие «ландшафт»
в географическую науку ввел Л.С. Берг, ибо он впервые в статье «Опыт разделения
Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913) высказал
мысль, что именно ландшафты представляют собой предмет исследования географии.
Л.С.
Берг определил ландшафт как «область, в
которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается
в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной
зоны Земли". При всем несовершенстве это определение содержит
чрезвычайно важное указание на связь между ландшафтом и природной (ландшафтной)
зоной.
В
русской географии дооктябрьского периода еще не существовало разработанного
учения о ландшафте, но идея ландшафта стала входить в научный обиход географов.
Она создавала теоретическую платформу для объединения взглядов представителей
различных отраслевых дисциплин и для разработки принципов и методов комплексных
территориальных исследований.
С
ландшафтно-географической точки зрения представляют интерес исследования
немецкого географа З. Пассарге (1867–1958),
который одновременно с русскими учеными и независимо от них разрабатывал
представление о ландшафте. В
3. Ландшафтоведение в 20–30-е годы XX
в.
Главная
географическая идея 1920-х гг. – идея районирования. Опыт районирования дал
возможность сформулировать принцип
провинциальности, что явилось наиболее существенным вкладом в ландшафтную
теорию.
Второе
направление развития ландшафтно-географических идей в 1920-е гг. связано
непосредственно с детальными полевыми исследованиями, проводившимися с
прикладными целями, преимущественно для выявления и оценки земель. Многие
исследователи пришли к убеждению, что наиболее плодотворные результаты при
подобных исследованиях дает ландшафтный подход. Практически его реализация
выразилась в зарождении полевой
ландшафтной съемки и появлении первых ландшафтных карт. Пионерами
ландшафтной съемки явились Б.Б. Полынов и И.В. Ларин. Ландшафтные съемки
велись в крупных масштабах. В процессе съемок была доказана реальность
существования природных территориальных комплексов и подтверждена тесная
взаимообусловленность их компонентов.
В
процессе проведения ландшафтных съемок выявилось многообразие природных
территориальных комплексов и возникла необходимость установить их различные
градации. Важнейшим итогом явилось определение наиболее дробной (элементарной)
ступени ландшафтного деления, которую Б. Б. Полынов и И. М. Крашенинников
называли элементарным ландшафтом, а И. В. Ларин – микроландшафтом (оба понятия
соответствуют ранее введенной Р.И. Аболиным эпиморфе).
Наконец,
еще одним важным научным результатом детальных ландшафтных исследований было
появление первых идей в области динамики
и эволюции ландшафта. Начало этому генетическому направлению в ландшафтоведении
было положено Б. Б. Полыновым.
Таким
образом, отечественные географы приближались к созданию учения о ландшафте,
однако разработанной ландшафтной теории еще не существовало. На рубеже
1920–30-х гг. наблюдается интерес географов к методологическим и теоретическим
проблемам науки. Толчок к дискуссиям и теоретическим поискам дала известная
работа Л.С. Берга "Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930). Во
введении к этой книге дается краткое изложение основ учения о ландшафте. Берг
уточнил и дополнил свое первое определение ландшафта, привел примеры
ландшафтов, рассмотрел вопрос о роли отдельных компонентов и их взаимодействии.
Интересные
взгляды на ландшафт у Леонтий Григорьевич Раменского (1884–1953). В своих
работах 1930-х гг. – «О принципиальных установках типологии земель» и «Введение
в комплексное почвенно-геоботаническое исследование земель» он дает понятие о
ландшафте, который, по его мнению – сложная территориальная система, состоящая
из разнородных, но сопряженных элементарных природных комплексов – эпифаций. Эпифации формируются внутри ландшафта на
различных местоположениях и характеризуются однородными экологическими режимами
и одним биоценозом.
Эпифации
группируются в промежуточные комплексы, которые Л.Г. Раменский назвал урочищами (они связаны с
самостоятельными формами рельефа, отдельными частями обширной речной поймы и
др.). Вводя в науку понятия о эпифации и урочище, Раменский развил идею морфологии ландшафта, намеченную Г.Н.
Высоцким. Важнейшая же заслуга его перед ландшафтоведением состоит в том, что
он указал на новый тип географических связей (горизонтальных).
В 1930-е гг. учение о ландшафте обогатилось важными
новыми идеями, но они еще не были объединены в стройную теоретическую систему.
Разработкой ландшафтной концепции на Западе продолжал заниматься лишь Зигфрид
Пассарге. Он придавал большое значение внутреннему пространственному рисунку
ландшафта, т. е. набору и взаимному расположению его морфологических частей
(«частных ландшафтов» и «частей ландшафта»), а также считал важной задачей
разработку типологии ландшафтов. Пассарге недооценивал необходимость изучения
взаимосвязей между компонентами ландшафта и применения генетического подхода.
Ландшафт у него выступает не как целостная материальная система, а как
результат механического наложения пространств, занятых отдельными компонентами.
Интересны
результаты некоторых детальных полевых исследований, предпринимавшихся в
прикладных целях. Английский исследователь Р. Бурн на основе опыта подобных
исследований пришел в
4. Ландшафтоведение после второй
мировой войны
Первые
послевоенные годы в советском ландшафтоведении ознаменовались возобнавлением и
распространением ландшафтных съемок. Инициаторами их выступили географы
Московского университета под руководством Н.А. Солнцева, а в начале 1950-х гг.
съемки велись уже группами сотрудников Ленинградского, Львовского, Латвийского
и других университетов. Развертывание полевых ландшафтных исследований имело
решающее значение для дальнейшей разработки теории ландшафта. В
В
это время оживился интерес к теоретическим вопросам ландшафтоведения. Основное
внимание привлекали вопросы, связанные с ландшафтной съемкой и созданием
ландшафтных карт: морфология ландшафта, принципы выделения фаций и урочищ, их
систематика, критерии и объем ландшафта, проблема ландшафтных границ и т. п.
В
1944–1946 гг. Б. Б. Полынов разработал основы геохимии ландшафта – нового
научного направления, имеющего дело с изучением миграции химических элементов в
ландшафте. Другое новое направление, имеющее близкое отношение к
ландшафтоведению, а именно биогеоценология, связано с именем В. Н. Сукачева
(1880–1967).
Важным
импульсом для активизации ландшафтных исследований послужило I-е Всесоюзное совещание по
ландшафтоведению, организованное Географическим обществом в
В
связи с созданием ландшафтных карт возникла проблема классификации ландшафтов.
Подробная классификация была разработана для территории СССР применительно к
карте в масштабе 1:4 000 000. В Московском университете была проведена большая
работа по систематике ландшафтов.
Усиление
интереса к ландшафтоведению наблюдается после второй мировой войны и в некоторых
зарубежных странах. Наиболее интересны взгляды К. Тролля (1899–1975),
развивающего представление о ландшафте как природном единстве, имеющем
естественные границы. Тролль различал морфологию и экологию ландшафта (к
последней он относил функциональный анализ ландшафта, изучение взаимодействия
компонентов, баланса вещества); он ввел также понятие об экотопе как
элементарной ячейке ландшафта (эквивалент фации).
Исследования
по «экологии ландшафта» получили развитие с начала 1960-х гг. в ГДР. Они тесно
связывались с задачами сельского хозяйства. основное внимание обращалось на
взаимоотношения между почвой, растительностью и водным режимом в различных
экотопах. Значительное место в работах географов ГДР занимают также вопросы
таксономии ландшафтных единиц. Э. Неефу принадлежит идея трех
«размерностей», или уровней ландшафтной иерархии: топологического (однородная
единица, т. е. экотоп), хорологического (объединения гетерогенных экотопов
разного ранга, или геохоры) и геосферного (геосфера, т. е. географическая оболочка).
С
1950-х гг. ландшафтные исследования развиваются в Польше, а позднее – и в
других странах социалистического лагеря.
На
Западе идея взаимосвязи компонентов живой и неживой природы часто связывается
не с географией, а с экологией как учением об экосистемах. Хотя в центре
внимания эколога лишь биотическая часть географического комплекса, экология
может способствовать развитию комплексного ландшафтно-географического подхода.
5. Современный этап науки о ландшафте
В
это время со всей остротой встали проблемы сохранения, восстановления и
улучшения ландшафтов Земли как жизненной среды человеческого общества.
Существенный вклад в разработку научных основ решения этих проблем призвано
внести ландшафтоведение.
Поэтому
не случайно с середины 1960-х гг. наблюдается поворот ландшафтоведов к вопросам
изучения структуры, функционирования и динамики ландшафтов, а также
техногенного воздействия на них. Всесоюзные совещания по ландшафтоведению
(1974, 1988) были посвящены динамике ландшафтов. Существенный вклад в развитие
нового направления ландшафтоведения, которое В.Б. Сочава (1905–1978) назвал
структурно-динамическим, внес основанный в
Для
функционально-динамического исследования ПТК большое значение имеют методы
геохимии ландшафтов. Эта наука интенсивно развивается благодаря трудам М.А.
Глазовской и А.И. Перельмана. Д.Л. Арманд выдвинул задачу разработки геофизики
ландшафта, предметом которой должно явиться изучение взаимодействия компонентов
ландшафта, анализируемого методами современной физики. Усиливается интерес
ландшафтоведов к вещественно-энергетическому обмену между биотическими и
абиотическими компонентами, к биологической продуктивности ландшафта. В этом
можно усматривать определенное влияние экологических концепций.
Для
современного этапа характерно повышенное внимание к изучению временных
изменений геосистем, которые рассматриваются как пространственно-временные
образования. Обновляется взгляд на природный территориальный комплекс как на
саморегулирующуюся систему, способную восстанавливать нарушенное равновесие
благодаря действию обратных связей между ее различными компонентами и
элементами. Функционально-динамический анализ ПТК позволил впервые приступить к
разработке принципов и методов ландшафтно-географического прогнозирования
(Московский и Ленинградский университеты, Институт географии Сибирского
отделения АН СССР).
Существенная черта современного этапа – расширение сферы
прикладных ландшафтных исследований. В течение десятилетий традиционной сферой
приложения принципов и методов ландшафтоведения было сельское хозяйство. В
1960-х гг. ландшафтоведы стали участвовать в архитектурно-планировочных
разработках.
В
дальнейшем особенно популярными стали ландшафтно-рекреационные исследования. К
другим прикладным направлениям следует отнести ландшафтно-инженерное и
ландшафтно-мелиоративное. Свою главную прикладную задачу многие специалисты
видят в том, чтобы создать ландшафтно-географические основы оптимизации
природной среды. Поворот в развитии ландшафтоведения совпал с внедрением в
науку системного подхода. Знакомство с общей теорией систем стимулировало
интерес ландшафтоведов к изучению ряда свойств ландшафтов. Именно в это время
В.Б. Сочава ввел понятие о геосистеме.
Прогресс ландшафтоведения невозможен без обогащения
арсенала методов исследований. Всегда сохранят свое значение такие испытанные
традиционные методы, как полевая ландшафтная съемка и картографирование, однако
комплекс методов ландшафтных исследований существенно пополняется. Это и
стационарные исследования, и многие математические методы. Новым источником
информации для ландшафтоведа становятся космические снимки. Постепенно в обиход
ландшафтоведа входит построение графических и математических моделей ПТК.
Многие тенденции, типичные для советского и русского
ландшафтоведения, прослеживаются в зарубежной науке. В Германии, где существует
уже достаточно прочная ландшафтоведческая традиция, много внимания уделяется
разработке основных понятий и терминов, детальным исследованиям на
топологическом уровне, изучению хозяйственного воздействия на природные
комплексы, но основной акцент делается на прикладные аспекты – оценку
ландшафтного потенциала. На западе Германии ландшафтоведческое направление
больше известно как ландшафтная экология, или геоэкология. Хотя еще
продолжаются споры о сущности ландшафта, его концепция отражается в
практических разработках по «ландшафтному планированию», «уходу за ландшафтом»
и «организации пространства».
Польские
географы добились существенных успехов в области детальных ландшафтных
исследований, картографирования и районирования страны. Чешские географы оживленно
обсуждают понятия «экология ландшафта», «ландшафтный синтез» и др. Главное
внимание уделяется вопросам формирования «жизненной среды» на экологических и
ландшафтно-географических принципах.
В
последние годы интерес к ландшафтоведению наблюдается во многих странах (Дания,
Финляндия, Испания, Греция, Индия, Япония, Канада), что обусловлено
практической необходимостью поиска научных основ для рациональной организации
территории. В этих странах ландшафтоведческие представления находятся еще на
начальной стадии формирования основных понятий, поиска способов классификации
природных комплексов, изучения антропогенных воздействий.
Комментарии
Отправить комментарий