Лекция № 1. Введение, цели и задачи ландшафтоведения


Лекция №1
Тема № 1. Введение, цели и задачи ландшафтоведения

Цели и задачи ландшафтоведения
Многие естественные науки при изучении природы географической оболочки рассматривают ее отдельные компоненты (горные породы, почвы, воды, воздух, рельеф, биоту), являющиеся фрагментами сфер, ее слагающих, – литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Лишь физическая география изучает все части сфер географической оболочки и ее природные компоненты как единое целое в их взаимосвязи и взаимодействии, в соответствии, с чем она делится на две ветви:
1) Общую физическую географию, или общее землеведение;
2) Региональную физическую географию, или ландшафтоведение.

Термин ландшафтоведение (die Landschaftkunde) впервые, по свидетельству немецкого ученого Карла Тролля, предложили в 1884 г. Оппель и в 1885 г. Виммер для названия новой отрасли наук о Земли.
Ландшафтоведение, как и любая наука, появилось не в одночасье. Время его рождения относят к разным датам (в интервале 25-30 лет) и связывают с исследованиями Василия Васильевича Докучаева (конец 80-х – начало 90-х гг. XIX в.), Георгия Николаевича Высоцкого (1903), Александра Александровича Борзова (1912), Льва Семеновича Берга (1913).
Ландшафтоведение – наука, изучающая природные и антропогенные ландшафты, или природно-территориальные комплексы, – геосистемы регионального и локального ранга как структурные части географической оболочки. Ландшафтоведение – часть физической географии; следовательно, строго говоря, у него не может быть особого объекта исследования, отличного от объекта физической географии в целом.
Объектом исследования ландшафтоведения является ландшафтная сфера как сложный многоуровневый природно-территориальный комплекс (ПТК).
Предметами исследования ландшафтоведения в таком случае будут
1) локальные и региональные комплексы разных типов;
2) морфологическая структура ПТК и их организация;
3) функционирование и динамика природно-территориальных комплексов;
4) антропогенная трансформация и формирование природных ландшафтов и др.
Ландшафтоведение как самостоятельная наука стоит в одном ряду с такими частными физико-географическими науками, как гидрология, климатология, геоморфология, биогеография, почвоведение и др. Каждая из этих наук внесла определенный вклад в развитие ландшафтоведения. В свою очередь, идея о природно-территориальном комплексе легла в основу ландшафтного подхода к изучению отдельных компонентов природы.
Кроме географических дисциплин, к ландшафтоведению близки и другие науки о Земле, в особенности геология, а также геофизика и геохимия. На стыке ландшафтоведения с последними, возникли новые отрасли науки (дочерние дисциплины ландшафтоведения) – геохимия ландшафтов и  геофизика ландшафтов.
Геохимия ландшафта – один из разделов ландшафтоведения, занимающийся изучением закономерностей миграции, рассеяния и концентрации химических элементов в ландшафтных комплексах. Основной метод изучения – метод сопряженного анализа.
Теоретические основы геохимии ландшафта были разработаны в 40-х гг. XX в. Б.Б. Полыновым. В эти годы в науке разрабатываются основы учения о водной, воздушной, биогенной миграции химических элементов. В 60-е гг. устанавливаются принципы и методы классификации геохимических ландшафтов, разрабатывается идея геохимических барьеров (Мария Альфредовна Глазовская, Александр Ильич Перельман и др.). С 70-х гг. интенсивно развиваются исследования геохимии техногенных ландшафтов (Николай Сергеевич Касимов, Владимир Алексеевич Алексеенко, Ирина Анатольевна Авессаломова и др.)
Геофизика ландшафтов – особое направление в ландшафтоведении; стало развиваться в 60–80-е гг. XX в. Занимается изучением массоэнергообмена и передачи информации в ландшафтах.
По происхождению геофизика ландшафта – наука пограничная, так как она методами физики решает задачи географии. У ее истоков стояли Андрей Александрович Григорьев, Михаил Иванович Будыко, Давид Львович Арманд, позже – Николай Леванович Беручашвили, Алексей Давидович Арманд, Кирилл Николаевич Дьяконов и др.
Основная форма организации работ в геофизике ландшафтов – это получение экспериментальных данных в ходе полустационарных и стационарных исследований.
В центре внимания геофизики ландшафта находятся вопросы взаимодействия абиогенных компонентов, изучаемые по результатам балансов.
Метод балансов позволяет рассматривать потоки вещества и энергии, поступающие в ПТК и выходящие из него, а также внутренние преобразования и связи процессов внутри комплекса. Среди множества балансов наибольшее распространение получили радиационный, тепловой и водный.
Помимо этого, ландшафтоведение тесно связано с экологией. Появилось новое научное направление – ландшафтная экология.
Ландшафтная экология изучает взаимодействие биотической составляющей ландшафта с абиотической и социально-экономической средой. Термин «ландшафтная экология» введен в 1939 г. немецким ученым К. Троллем. Введение понятия ландшафтной экологии способствовало сближению ландшафтных и социально-экологических подходов в изучении пространственно-временного взаимодействия природных процессов и явлений в рамках экосистемы.
Для ландшафтоведов представляет большой интерес научные исследования по биологическому метаболизму, трофическим цепям. В то же время выводы экологов приобретают большую значимость и конкретность, если они опираются на строгую географическую территориальную иерархию, на географо-картографический метод и другие представления, подходы и методы, присущие географической науке.
Значителен круг вопросов, которыми можно определить задачи ландшафтоведения.

Основные из них перечислены ниже.

1. Изучение и картографирование ПТК.
Эта задача очень актуальна, так как ландшафтные карты находят широкое использование в изыскательских, проектных и научно-исследовательских работах.
2. Типизация и классификация ландшафтов.
Имеет важное теоретическое значение.
3. Внутриландшафтный синтез.
Изучение взаимодействия структурно-генетического, эволюционного и функционально-динамического направлений. Предполагает выяснение истории формирования ПТК, закономерностей их развития для составления ландшафтного прогноза. Познание структуры ландшафтов помогает установить внутренние взаимосвязи ПТК.
4. Расширение полевых и реанимация стационарных исследований по унифицированной программе.
5. Разработка методов использования дистанционной многоканальной информации с относительно высоким разрешением и методов ее анализа.
6. Развитие теории и методологии ландшафтного планирования и управления .
Данная задача подразумевает;
• оценку воздействия хозяйственной деятельности человека на ландшафты;
• решение проблем ландшафтного нормирования;
• сохранение ландшафтного разнообразия;
• решение проблем природных (экологических) рисков и страхования;
• комплексную оценку земель и природных ресурсов;
• оптимизацию размещения производственной и иной деятельности.
На протяжении всей истории ландшафтоведение было связано с практическими потребностями общества. Природные комплексы составляют жизненную среду человечества. От их благополучия зависит бесперебойное воспроизводство таких жизненно важных ресурсов человечества, как свободный кислород, вода, почвенное плодородие и биомасса.
Проблема взаимодействия природы и общества в связи с решением насущных народнохозяйственных задач и необходимостью охраны и оптимизации природной среды в последние десятилетия становится центральной в географических исследованиях и рассматривается как с теоретических, так и сугубо прикладных позиций.
Решительный поворот физико-географических исследований к рассмотрению вопросов, непосредственно связанных с народным хозяйством, породил прикладные направления в ландшафтоведении – сельскохозяйственное, в том числе мелиоративное, медицинское, рекреационное, градостроительное и др.
Каждый вид прикладных комплексных физико-географических исследований имеет свои конкретные задачи и особенности и нуждается в специфических методических приемах. Вместе с тем все они имеют единую «генеральную» цель, общую методологическую основу, основные этапы исследования, а также единые методы.
Общность цели заключается в том, чтобы подвести под природопользование комплексную научную базу. Методологическая основа прикладных исследований состоит в признании объективности существования единой системы «природа-общество» и возможности познания как всей системы в целом, так и каждой из слагающих их подсистем в качестве самостоятельного целого.
Изучение природной подсистемы ведут не только ландшафтоведы, но и специалисты других естественных наук. Однако простым суммированием данных различных наук невозможно получить полную характеристику природно-территориальных единств. Поэтому комплексные физико-географические исследования общенаучного типа, специально нацеленные на выявление закономерностей пространственного размещения, сложности структуры, динамических и функциональных аспектов ПТК, должны стать основой любого вида прикладных исследований для целей рационального природопользования.

Общеисторические этапы и предпосылки развития науки о ландшафтах (ландшафтоведения)
I этап. Накопление знаний и фактов об особенностях природы разных территорий, о размещении природных объектов и явлений на земной поверхности и простых взаимосвязях в природе Земли. III век до н. э. - XVIII век н. э. (р и с. 1.2).
Рис. 1.2. Отдельные факты и разрозненная информация о территориях
Предпосылки к развитию физической географии и зарождению представлений о взаимосвязях в природной среде:
естественные предпосылки (наблюдения и накопление знаний о пространственной изменчивости лика Земли, круговоротах воды, землеописаниях);
социальные предпосылки (требования практики - освоение и завоевание новых земель, торговля).
Наиболее заметные исследования, результаты: натурфилософские обобщения Аристотеля о процессах и взаимосвязях в природе Земли, его труд «Метеорологика». Великие географические открытия XV-XVII веков, позволившие увидеть связи между различными свойствами природы открываемых территорий, выделение относительно однородных в природном и хозяйственном планах регионов (районирование).
II         этап. Анализ накопленных фактов и знаний, их сравнение и сопоставление, оценка, поиски и выявление простых территориальных связей между свойствами разных природных компонентов. XVIII-XIX века н. э.
Предпосылки развития физической географии на данном этапе:
естественные предпосылки (открытие новых закономерностей, фактов, методов исследований в смежных науках - биологии, геологии и других);
социально-экономические предпосылки (заказы государства на природно-хозяйственное районирование территории России для лучшего управления и хозяйственного освоения отдаленных районов).
Научные экспедиции Российской академии наук (1768-1784 гг.); Александр Гумбольдт, его идеи о взаимосвязях природных явлений на Земле, в частности, в живой и неживой природе, научный труд «Космос»; Ч. Дарвин и его эволюционное учение; труд профессора Казанского университета Эдуарда Александровича Эверсмана «Естественная история Оренбургского края»; эколого-географические обобщения проф. Николая Алексеевича Северцова (1855 г.) по Воронежской губернии, природно-хозяйственное районирование, или «естественное деление земной поверхности на относительно однородные в природном плане участки; сведения о широтной и высотной поясности на Земле».
III       этап. Обобщение накопленных знаний и фактов, их синтез, группировка, построение моно- и полисистемных моделей ландшафтов. Разработка теорий. Середина XIX-XX веков

Моносистемная модель ПТК. ПТК состоят из взаимосвязанной территориально устойчивой совокупности природных компонентов, свойства которых обладают взаимной пространственно-временной обусловленностью (рис. 1.4 а).
Полисистемная модель ПТК. ПТК состоят из определенным образом взаимосвязанной и взаимообусловленной территориально устойчивой совокупности природных комплексов более мелких рангов, функционирующих как единое целое. ПТК любой территории образуют сложную иерархическую ландшафтную или физико-географическую систему (рис. 1.4 б).
Рис. 1.4. Модели природных территориальных комплексов:
а - моносистемная; б - полисистемная (А - атмосфера; Б - биота; Г - гидросфера; Л - литосфера; П - почва)
Естественно-научные предпосылки развития и основные результаты: разработка эволюционного учения, выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой природе; разработка идей профессора В.В. Докучаева (1846-1903 гг.) о почве как продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы, «почва - зеркало ландшафта»; научно-практическая школа В.В. Докучаева - это физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между всеми природными компонентами - «учение о ландшафте». Формулирование и развитие В.В. Докучаевым учения о природных, или естественно-исторических зонах природы - «зональность - мировой закон» (1898-1900 гг.). Ученики и  сотрудники докучаевской научной школы: Лев Семенович Берг, Андрей Николаевич Краснов, Георгий Федорович Морозов, Георгий Николаевич Высоцкий, Владимир Иванович Вернадский, Борис Борисович Полынов и др. Лев Семенович Берг (1913 г.) создает первое зональное районирование России, где вводится понятие «ландшафтных зон». В это же время Андреем Николаевичем Красновым, Г.Ф. Морозовым, Г.Н. Высоцким, Лев Семенович Бергом разрабатываются, формулируются и вводятся понятия географического, или ландшафтного комплекса; Лев Семенович Берг определил «ландшафт как область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли*. Г.Н. Высоцкий разрабатывает и вводит количественный критерий (соотношение тепла и влаги) для выделения природных зон. Часть ученых (Роберт Иванович Аболин и др.) работают над проблемами дифференциации и иерархической организации ландшафтных комплексов. Разрабатываются различные схемы физико-географического (ландшафтного) районирования территории России с использованием зонального, секторного и провинциального принципов дифференциации территории. Разрабатываются и опробываются практические подходы к полевой ландшафтной съемке (картированию) территорий, а также развиваются представления об элементарном ландшафте, или ПТК. Это важные ландшафтные направления, над которыми работали ученые первой половины XX века (Борис Борисович Полынов, Степан Петрович Крашенинников, Иван Васильевич Ларин и др.). В 1930 году выходит книга Лев Семенович Берга с изложением основ учения о ландшафте. Типологическая и региональная (индивидуальная) трактовка понятия ландшафт, разработка представлений о ландшафте, его элементарных (фациях или эпифациях) и более сложных (урочищах) составных «морфологических» частях (ПТК) - важные вехи в развитии ландшафтоведения. Разработка Владимиром Николаевичем Сукачевым в 40-х годах представлений о биогеоценозах, близких по смысловому содержанию к фациям. Формирование московской ландшафтной школы в МГУ под руководством профессора Николая Адольфовича Солнцева. Разработка Б.Б. Полыновым (1944-1946 гг.) основ геохимии ландшафтов. Введение учения о ландшафте в учебные планы университетов. Зарождение различных научных физико-географических и ландшафтных школ: в МГУ - физико-географического районирования и морфологии ландшафтов (рук. Николай Андреевич Гвоздецкий, Николай Адольфович Солнцев); геохимии ландшафтов (рук. Мария Альфредовна Глазовская, Александр Ильич Перельман); в Ленинграде - ландшафтного картирования, типологии и морфологии ландшафтов (рук. Анатолий Григорьевич Исаченко); в Воронежском университете - ландшафтного картирования, типологии и антропогенного ландшафта (рук. Николай Федорович Мильков) и др. Разработка представлений о моно- и полисистемных моделях ландшафтов (Давид Львович Арманд
Социальные предпосылки: становление и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и заказами на природное районирование территорий с целью более рационального использования их природных ресурсов; экспедиции Академии наук в черноземные области с целью разработки методов борьбы с засухами и другими неблагоприятными природными явлениями, а также изучения возможностей лесоразведения в степной зоне. В период после 1917 года перестройка экономики СССР на плановых началах сопровождалась большими экспедициями по изучению естественных производительных сил в разных экономических районах страны, заказами на физико-географическое и природно-хозяйственное районирование различных территорий, на ландшафтное картирование с целью освоения новых сельскохозяйственных земель переселенцами, ландшафтно-индикационными исследованиями для водообеспечения пастбищ и осваиваемых земель.

IV этап. Включение теории ландшафтоведения в общую теорию и методологию науки. Вторая половина XX века.
Естественно-научные предпосылки развития: использование физико-математических, геохимических, биофизических и биохимических, балансовых, системных методов и моделей при исследовании ландшафтов, развитие системных представлений о ландшафтах; формирование научной школы структурно-динамического геосистемного исследования ландшафтов (Иркутск, рук. - академик В.Б. Сочава). Развитие представлений о ландшафтных комплексах как геосистемах различного типа. Развитие ландшафтно-экологических исследований и представлений о ландшафтах как геоэкосистемных образованиях, компьютеризация процессов сбора, хранения, обработки и обобщения ландшафтной информации. В 1963 году В.Б. Сочава предложил именовать объекты ландшафтных исследований ‑ геосистемами. Это понятие - более широкое, чем ПТК, поэтому оно, подчеркивая системную организацию природы в целом, лучше вписывается в общую методологию науки. Выделяют три основных уровня организации геосистем: планетарный, региональный и локальный (топологический), вводят понятия структуры, состояния и организации геосистем, их динамики как смены состояний, устойчивости. Ученые, внесшие наиболее существенный вклад в развитие ландшафтной теории на этом этапе: Д.Л. и А.Д. Арманд, Виктор Борисович Сочава, М.А. Глазовская, А.И. Перельман, А.Г. Исаченко, Виктор Арсеньевич Николаев, А.А. Крауклис.
Социальные предпосылки: совершенствование научно-технической базы ландшафтных исследований, заказы на ландшафтно-экологические и физико-географические оценки и обоснование разномасштабных проектов хозяйственного освоения территорий и размещения промышленных объектов в регионах (с целью освоения целинных земель, перераспределения стока северных рек, мелиорации сельскохозяйственных угодий, размещения объектов энергетики, металлургии), отраслевое планирование и проектирование в регионах, отраслевые и региональные комплексные схемы охраны природы и т.д.

Общие направления развития и формирования ландшафтоведческих представлений о ПТК, или геосистемах.
1.Подход сверху (дедуктивный) - разделение территорий на относительно однородные участки (районирование) на основании обобщенных знаний и фактов о тех или иных районах Земли. Часто проводится по одному или нескольким «ведущим» факторам. При этом последовательно сверху вниз крупные районы делятся на все более мелкие (рис. 1.6).
2.Подход снизу (индуктивный) - исследование и анализ локальных и мелкорегиональных взаимосвязей между природными компонентами на конкретных территориях, выделение устойчивых сочетаний компонентов и природных комплексов, изучение организации локальных геосистем и их картирование на местности (в поле), их группировка в ПТК более крупных рангов (рис. 1.7)

          

Рис. 1.6 Последовательная дифференциация  территории на ПТК все более низких рангов

Рис. 1.7. Последовательная группировка (объединение) локальных геосистем

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция № 8. Тема: Антропогенные ландшафты.

Лекция № 2. Тема: История развития ландшафтоведения

Лекция № 4. Типы ландшафтных геосистем