Лекция № 1. Введение, цели и задачи ландшафтоведения
Лекция
№1
Тема № 1.
Введение, цели и задачи ландшафтоведения
Цели и задачи
ландшафтоведения
Многие
естественные науки при изучении природы географической оболочки рассматривают
ее отдельные компоненты (горные породы, почвы, воды, воздух, рельеф, биоту), являющиеся
фрагментами сфер, ее слагающих, – литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Лишь физическая география изучает все части сфер географической оболочки и ее
природные компоненты как единое целое в их взаимосвязи и взаимодействии, в соответствии,
с чем она делится на две ветви:
1)
Общую физическую географию, или общее землеведение;
2)
Региональную физическую географию, или ландшафтоведение.
Термин
ландшафтоведение (die Landschaftkunde) впервые, по свидетельству немецкого
ученого Карла Тролля, предложили в 1884 г. Оппель и в 1885 г. Виммер для
названия новой отрасли наук о Земли.
Ландшафтоведение,
как и любая наука, появилось не в одночасье. Время его рождения относят к
разным датам (в интервале 25-30 лет) и связывают с исследованиями Василия
Васильевича Докучаева (конец 80-х – начало 90-х гг. XIX в.), Георгия Николаевича
Высоцкого (1903), Александра Александровича Борзова (1912), Льва Семеновича
Берга (1913).
Ландшафтоведение – наука, изучающая природные и
антропогенные ландшафты, или природно-территориальные комплексы, – геосистемы
регионального и локального ранга как структурные части географической оболочки.
Ландшафтоведение – часть физической географии; следовательно, строго говоря, у
него не может быть особого объекта исследования, отличного от объекта
физической географии в целом.
Объектом исследования
ландшафтоведения является ландшафтная сфера как сложный многоуровневый
природно-территориальный комплекс (ПТК).
Предметами исследования
ландшафтоведения в таком случае будут
1)
локальные и региональные комплексы разных типов;
2)
морфологическая структура ПТК и их организация;
3)
функционирование и динамика природно-территориальных комплексов;
4)
антропогенная трансформация и формирование природных ландшафтов и др.
Ландшафтоведение
как самостоятельная наука стоит в одном ряду с такими частными
физико-географическими науками, как гидрология, климатология, геоморфология,
биогеография, почвоведение и др. Каждая из этих наук внесла определенный вклад
в развитие ландшафтоведения. В свою очередь, идея о природно-территориальном
комплексе легла в основу ландшафтного подхода к изучению отдельных компонентов
природы.
Кроме
географических дисциплин, к ландшафтоведению близки и другие науки о Земле, в
особенности геология, а также геофизика и геохимия. На стыке ландшафтоведения с
последними, возникли новые отрасли науки (дочерние дисциплины ландшафтоведения)
– геохимия ландшафтов и геофизика
ландшафтов.
Геохимия
ландшафта – один из
разделов ландшафтоведения, занимающийся изучением закономерностей миграции,
рассеяния и концентрации химических элементов в ландшафтных комплексах.
Основной метод изучения – метод сопряженного анализа.
Теоретические
основы геохимии ландшафта были разработаны в 40-х гг. XX в. Б.Б. Полыновым. В
эти годы в науке разрабатываются основы учения о водной, воздушной, биогенной
миграции химических элементов. В 60-е гг. устанавливаются принципы и методы
классификации геохимических ландшафтов, разрабатывается идея геохимических
барьеров (Мария Альфредовна Глазовская, Александр Ильич Перельман и др.). С
70-х гг. интенсивно развиваются исследования геохимии техногенных ландшафтов (Николай
Сергеевич Касимов, Владимир Алексеевич Алексеенко, Ирина Анатольевна
Авессаломова и др.)
Геофизика
ландшафтов – особое
направление в ландшафтоведении; стало развиваться в 60–80-е гг. XX в.
Занимается изучением массоэнергообмена и передачи информации в ландшафтах.
По происхождению
геофизика ландшафта – наука пограничная, так как она методами физики решает
задачи географии. У ее истоков стояли Андрей Александрович Григорьев, Михаил
Иванович Будыко, Давид Львович Арманд, позже – Николай Леванович Беручашвили, Алексей
Давидович Арманд, Кирилл Николаевич Дьяконов и др.
Основная форма
организации работ в геофизике ландшафтов – это получение экспериментальных
данных в ходе полустационарных и стационарных исследований.
В центре
внимания геофизики ландшафта находятся вопросы взаимодействия абиогенных
компонентов, изучаемые по результатам балансов.
Метод балансов
позволяет рассматривать потоки вещества и энергии, поступающие в ПТК и
выходящие из него, а также внутренние преобразования и связи процессов внутри
комплекса. Среди множества балансов наибольшее распространение получили
радиационный, тепловой и водный.
Помимо
этого, ландшафтоведение тесно связано с экологией. Появилось новое научное
направление – ландшафтная экология.
Ландшафтная
экология изучает
взаимодействие биотической составляющей ландшафта с абиотической и
социально-экономической средой. Термин «ландшафтная экология» введен в 1939 г.
немецким ученым К. Троллем. Введение понятия ландшафтной экологии
способствовало сближению ландшафтных и социально-экологических подходов в
изучении пространственно-временного взаимодействия природных процессов и
явлений в рамках экосистемы.
Для
ландшафтоведов представляет большой интерес научные исследования по
биологическому метаболизму, трофическим цепям. В то же время выводы экологов
приобретают большую значимость и конкретность, если они опираются на строгую
географическую территориальную иерархию, на географо-картографический метод и
другие представления, подходы и методы, присущие географической науке.
Значителен
круг вопросов, которыми можно определить задачи ландшафтоведения.
Основные из них
перечислены ниже.
1.
Изучение и картографирование ПТК.
Эта
задача очень актуальна, так как ландшафтные карты находят широкое использование
в изыскательских, проектных и научно-исследовательских работах.
2.
Типизация и классификация ландшафтов.
Имеет
важное теоретическое значение.
3.
Внутриландшафтный синтез.
Изучение
взаимодействия структурно-генетического, эволюционного и
функционально-динамического направлений. Предполагает выяснение истории
формирования ПТК, закономерностей их развития для составления ландшафтного
прогноза. Познание структуры ландшафтов помогает установить внутренние взаимосвязи
ПТК.
4.
Расширение полевых и реанимация стационарных исследований по унифицированной
программе.
5.
Разработка методов использования дистанционной многоканальной информации с
относительно высоким разрешением и методов ее анализа.
6.
Развитие теории и методологии ландшафтного планирования и управления .
Данная
задача подразумевает;
• оценку
воздействия хозяйственной деятельности человека на ландшафты;
• решение
проблем ландшафтного нормирования;
• сохранение
ландшафтного разнообразия;
• решение проблем
природных (экологических) рисков и страхования;
• комплексную
оценку земель и природных ресурсов;
• оптимизацию
размещения производственной и иной деятельности.
На
протяжении всей истории ландшафтоведение было связано с практическими
потребностями общества. Природные комплексы составляют жизненную среду
человечества. От их благополучия зависит бесперебойное воспроизводство таких
жизненно важных ресурсов человечества, как свободный кислород, вода, почвенное
плодородие и биомасса.
Проблема
взаимодействия природы и общества в связи с решением насущных
народнохозяйственных задач и необходимостью охраны и оптимизации природной
среды в последние десятилетия становится центральной в географических
исследованиях и рассматривается как с теоретических, так и сугубо прикладных
позиций.
Решительный
поворот физико-географических исследований к рассмотрению вопросов,
непосредственно связанных с народным хозяйством, породил прикладные направления
в ландшафтоведении – сельскохозяйственное, в том числе мелиоративное, медицинское,
рекреационное, градостроительное и др.
Каждый
вид прикладных комплексных физико-географических исследований имеет свои
конкретные задачи и особенности и нуждается в специфических методических
приемах. Вместе с тем все они имеют единую «генеральную» цель, общую
методологическую основу, основные этапы исследования, а также единые методы.
Общность
цели заключается в том, чтобы подвести под природопользование комплексную
научную базу. Методологическая основа прикладных исследований состоит в
признании объективности существования единой системы «природа-общество» и
возможности познания как всей системы в целом, так и каждой из слагающих их
подсистем в качестве самостоятельного целого.
Изучение
природной подсистемы ведут не только ландшафтоведы, но и специалисты других
естественных наук. Однако простым суммированием данных различных наук
невозможно получить полную характеристику природно-территориальных единств.
Поэтому комплексные физико-географические исследования общенаучного типа,
специально нацеленные на выявление закономерностей пространственного
размещения, сложности структуры, динамических и функциональных аспектов ПТК,
должны стать основой любого вида прикладных исследований для целей
рационального природопользования.
Общеисторические
этапы и предпосылки развития науки о ландшафтах (ландшафтоведения)
I этап. Накопление
знаний и фактов об особенностях природы разных территорий, о размещении
природных объектов и явлений на земной поверхности и простых взаимосвязях в
природе Земли. III век до н. э. - XVIII век н. э. (р и с. 1.2).
Рис.
1.2. Отдельные факты и разрозненная информация о территориях
Предпосылки
к развитию физической географии и зарождению представлений о взаимосвязях в
природной среде:
естественные
предпосылки (наблюдения
и накопление знаний о пространственной изменчивости лика Земли, круговоротах
воды, землеописаниях);
социальные
предпосылки (требования
практики - освоение и завоевание новых земель, торговля).
Наиболее
заметные исследования, результаты: натурфилософские обобщения Аристотеля о
процессах и взаимосвязях в природе Земли, его труд «Метеорологика». Великие
географические открытия XV-XVII веков, позволившие увидеть связи между различными
свойствами природы открываемых территорий, выделение относительно однородных в
природном и хозяйственном планах регионов (районирование).
II этап. Анализ накопленных фактов и
знаний, их сравнение и сопоставление, оценка, поиски и выявление простых
территориальных связей между свойствами разных природных компонентов. XVIII-XIX
века н. э.
Предпосылки
развития физической географии на данном этапе:
естественные
предпосылки (открытие
новых закономерностей, фактов, методов исследований в смежных науках -
биологии, геологии и других);
социально-экономические
предпосылки (заказы
государства на природно-хозяйственное районирование территории России для
лучшего управления и хозяйственного освоения отдаленных районов).
Научные
экспедиции Российской академии наук (1768-1784 гг.); Александр Гумбольдт, его
идеи о взаимосвязях природных явлений на Земле, в частности, в живой и неживой
природе, научный труд «Космос»; Ч. Дарвин и его эволюционное учение; труд
профессора Казанского университета Эдуарда Александровича Эверсмана
«Естественная история Оренбургского края»; эколого-географические обобщения
проф. Николая Алексеевича Северцова (1855 г .) по Воронежской губернии,
природно-хозяйственное районирование, или «естественное деление земной
поверхности на относительно однородные в природном плане участки; сведения о
широтной и высотной поясности на Земле».
III этап. Обобщение накопленных знаний и
фактов, их синтез, группировка, построение моно- и полисистемных моделей
ландшафтов. Разработка теорий. Середина
XIX-XX веков
Моносистемная
модель ПТК. ПТК
состоят из взаимосвязанной территориально устойчивой совокупности природных
компонентов, свойства которых обладают взаимной пространственно-временной
обусловленностью (рис. 1.4 а).
Полисистемная
модель ПТК. ПТК
состоят из определенным образом взаимосвязанной и взаимообусловленной
территориально устойчивой совокупности природных комплексов более мелких
рангов, функционирующих как единое целое. ПТК любой территории образуют сложную
иерархическую ландшафтную или физико-географическую систему (рис. 1.4 б).
Рис.
1.4. Модели природных территориальных комплексов:
а
- моносистемная; б - полисистемная (А - атмосфера; Б - биота; Г - гидросфера; Л
- литосфера; П - почва)
Естественно-научные
предпосылки развития и основные результаты: разработка эволюционного учения,
выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой
природе; разработка идей профессора В.В. Докучаева (1846-1903 гг.) о почве как
продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы,
«почва - зеркало ландшафта»; научно-практическая школа В.В. Докучаева - это
физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической
науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между
всеми природными компонентами - «учение о ландшафте». Формулирование и развитие
В.В. Докучаевым учения о природных, или естественно-исторических зонах природы
- «зональность - мировой закон» (1898-1900 гг.). Ученики и сотрудники докучаевской научной школы: Лев
Семенович Берг, Андрей Николаевич Краснов, Георгий Федорович Морозов, Георгий
Николаевич Высоцкий, Владимир Иванович Вернадский, Борис Борисович Полынов и
др. Лев Семенович Берг (1913
г .) создает первое зональное районирование России, где
вводится понятие «ландшафтных зон». В это же время Андреем Николаевичем Красновым,
Г.Ф. Морозовым, Г.Н. Высоцким, Лев Семенович Бергом разрабатываются,
формулируются и вводятся понятия географического, или ландшафтного комплекса; Лев
Семенович Берг определил «ландшафт как область, в которой характер рельефа,
климата, растительного и почвенного покрова сливаются в единое гармоничное
целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли*. Г.Н.
Высоцкий разрабатывает и вводит количественный критерий (соотношение тепла и
влаги) для выделения природных зон. Часть ученых (Роберт Иванович Аболин и др.)
работают над проблемами дифференциации и иерархической организации ландшафтных
комплексов. Разрабатываются различные схемы физико-географического
(ландшафтного) районирования территории России с использованием зонального,
секторного и провинциального принципов дифференциации территории.
Разрабатываются и опробываются практические подходы к полевой ландшафтной
съемке (картированию) территорий, а также развиваются представления об
элементарном ландшафте, или ПТК. Это важные ландшафтные направления, над
которыми работали ученые первой половины XX
века (Борис Борисович Полынов, Степан Петрович Крашенинников, Иван Васильевич
Ларин и др.). В 1930 году выходит книга Лев Семенович Берга с изложением основ
учения о ландшафте. Типологическая и региональная (индивидуальная) трактовка
понятия ландшафт, разработка представлений о ландшафте, его элементарных
(фациях или эпифациях) и более сложных (урочищах) составных «морфологических»
частях (ПТК) - важные вехи в развитии ландшафтоведения. Разработка Владимиром
Николаевичем Сукачевым в 40-х годах представлений о биогеоценозах, близких по
смысловому содержанию к фациям. Формирование московской ландшафтной школы в МГУ
под руководством профессора Николая Адольфовича Солнцева. Разработка Б.Б.
Полыновым (1944-1946 гг.) основ геохимии ландшафтов. Введение учения о
ландшафте в учебные планы университетов. Зарождение различных научных
физико-географических и ландшафтных школ: в МГУ - физико-географического
районирования и морфологии ландшафтов (рук. Николай Андреевич Гвоздецкий, Николай
Адольфович Солнцев); геохимии ландшафтов (рук. Мария Альфредовна Глазовская, Александр
Ильич Перельман); в Ленинграде - ландшафтного картирования, типологии и
морфологии ландшафтов (рук. Анатолий Григорьевич Исаченко); в Воронежском
университете - ландшафтного картирования, типологии и антропогенного ландшафта
(рук. Николай Федорович Мильков) и др. Разработка представлений о моно- и полисистемных
моделях ландшафтов (Давид Львович Арманд
Социальные
предпосылки: становление
и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и
заказами на природное районирование территорий с целью более рационального
использования их природных ресурсов; экспедиции Академии наук в черноземные
области с целью разработки методов борьбы с засухами и другими неблагоприятными
природными явлениями, а также изучения возможностей лесоразведения в степной
зоне. В период после 1917 года перестройка экономики СССР на плановых началах
сопровождалась большими экспедициями по изучению естественных производительных
сил в разных экономических районах страны, заказами на физико-географическое и
природно-хозяйственное районирование различных территорий, на ландшафтное
картирование с целью освоения новых сельскохозяйственных земель переселенцами,
ландшафтно-индикационными исследованиями для водообеспечения пастбищ и
осваиваемых земель.
IV этап. Включение теории ландшафтоведения в общую
теорию и методологию науки. Вторая
половина XX века.
Естественно-научные
предпосылки развития: использование физико-математических, геохимических,
биофизических и биохимических, балансовых, системных методов и моделей при
исследовании ландшафтов, развитие системных представлений о ландшафтах;
формирование научной школы структурно-динамического геосистемного исследования
ландшафтов (Иркутск, рук. - академик В.Б. Сочава). Развитие представлений о
ландшафтных комплексах как геосистемах различного типа. Развитие ландшафтно-экологических
исследований и представлений о ландшафтах как геоэкосистемных образованиях,
компьютеризация процессов сбора, хранения, обработки и обобщения ландшафтной
информации. В 1963 году В.Б. Сочава предложил именовать объекты ландшафтных
исследований ‑ геосистемами. Это понятие - более широкое, чем ПТК, поэтому оно,
подчеркивая системную организацию природы в целом, лучше вписывается в общую
методологию науки. Выделяют три основных уровня организации геосистем: планетарный, региональный и локальный
(топологический), вводят понятия структуры, состояния и организации
геосистем, их динамики как смены состояний, устойчивости. Ученые, внесшие
наиболее существенный вклад в развитие ландшафтной теории на этом этапе: Д.Л. и
А.Д. Арманд, Виктор Борисович Сочава, М.А. Глазовская, А.И. Перельман, А.Г.
Исаченко, Виктор Арсеньевич Николаев, А.А. Крауклис.
Социальные
предпосылки: совершенствование
научно-технической базы ландшафтных исследований, заказы на
ландшафтно-экологические и физико-географические оценки и обоснование
разномасштабных проектов хозяйственного освоения территорий и размещения
промышленных объектов в регионах (с целью освоения целинных земель,
перераспределения стока северных рек, мелиорации сельскохозяйственных угодий,
размещения объектов энергетики, металлургии), отраслевое планирование и
проектирование в регионах, отраслевые и региональные комплексные схемы охраны
природы и т.д.
Общие
направления развития и формирования ландшафтоведческих представлений о ПТК, или
геосистемах.
1.Подход сверху (дедуктивный) - разделение
территорий на относительно однородные участки (районирование) на основании
обобщенных знаний и фактов о тех или иных районах Земли. Часто проводится по
одному или нескольким «ведущим» факторам. При этом последовательно сверху вниз
крупные районы делятся на все более мелкие (рис. 1.6).
2.Подход снизу (индуктивный) -
исследование и анализ локальных и мелкорегиональных взаимосвязей между
природными компонентами на конкретных территориях, выделение устойчивых
сочетаний компонентов и природных комплексов, изучение организации локальных
геосистем и их картирование на местности (в поле), их группировка в ПТК более
крупных рангов (рис. 1.7)
Рис.
1.6 Последовательная дифференциация
территории на ПТК все более низких рангов
Рис.
1.7. Последовательная группировка (объединение) локальных геосистем
Комментарии
Отправить комментарий